Alexander Sedov (alek_morse) wrote in ru_edgarpoe,
Alexander Sedov
alek_morse
ru_edgarpoe

Критика артистического разума

Оригинал взят у alek_morseв "Холмс" в деталях / 7 / Sherlock Holmes in details
...Раз уж сравниваем рассказы Эдгара По и Конан Дойла - пора переходить на личности. На личности Шерлока Холмса и Огюста Дюпена. Не обойдём и кино. На первой картинке - улыбающийся сыщик Дюпен в исполнении Сергея Юрского из телеспектакля "Старинный детектив" (реж. Павел Резников, 1982 г.)
Предыдущая часть (в ней также сравнивали Э. По и Конан Дойла) -- "Казус Орангутангус, или Сенсация от ума"
http://alek-morse.livejournal.com/66827.html

The first image: Sergei Yurskiy as Detective August Dupin -- from TV performance "An Old-Fashioned Detective" by dir. Pavel Reznikov, 1982, Central Television of USSR. Based on Edgar Poe's story.

Sergei Yurskiy as August Dupin in "An Old-Fashioned Detective", 1982 

Критика артистического разума

«Холмс» в деталях

Александр СЕДОВ (с) эссе / январь 2013 г.

 

Английского писателя Конан Дойла в большей степени интересовало жизненное подобие своих сенсационных сюжетов. Его герои должны были уметь смешиваться с толпой, быть или, по крайней мере, казаться обычными пассажирами поездов, пароходов и кэбов, прогуливаться по тем же улицам, заходить в те же рестораны, появляться в тех же театрах, что и читатели рассказов.

 

Холмс «родился» соотечественником своего автора, в то время, как для Эдгара По и его читателей – Дюпен был иностранцем и жил в далёком Париже. Дойл сознательно играл в эту увлекательную игру – убеждал первых читателей в том, что они свидетели жития великого сыщика, подбрасывая им косвенные улики в виде полузнакомых адресов и как будто узнаваемых имён лордов и министров. Главным доказательством служил Лондон, чей клубящийся за окном туман так меланхолически точно «запротоколировал» сыщик. Что уж говорить о том, что и Холмса и читателя холмсовских рассказов мог подвозить один кэб под номером 2704. А с преступлениями из рассказов и из криминальной хроники его, Дойла, читатель знакомился едва ли не на соседних страницах.

 



«Преступление – вещь повседневная», - говорил сыщик, а значит, похожее, типичное и для Лондона, и для Парижа, и для Нью-Йорка того времени – середины или конца 19 века. (Эдгар По, между прочим, прекрасно доказал эту истину, перенеся обстоятельства реального убийства Мэри Роджер из Нью-Йорка в Париж.) Но в том и фокус, что «логика – явление редкое», а когда она завёрнута в форму беллетристики, то и вовсе – уникальное, индивидуально окрашенное.

 

У шевалье Огюста Дюпена не было прямого прототипа ни в литературе, ни в жизни. А если и был, то мемуаристы и литературоведы о нём ничего не знают, что равносильно полному отсутствию такового. Ну не могла такая яркая личность случайно затеряться среди обилия воспоминаний современников, друзей и недоброжелателей, знавших американского писателя лично. «Если кто и есть сыщик Дюпен, так это я сам!» - законно мог заявить Эдгар По, и по всем статьям был бы прав, так как по сути изобрёл нового героя и заложил новый литературный жанр.

 

Однако ровно тоже самое о своём сыщике и о себе однажды неосторожно заявил Конан Дойл. Хотя вот уж кто был хорошо знаком с прототипом своего геройского сыщика и даже учился у него в Эдинбургском университете. На каждой лекции молодой ученик восторгался методом его диагностики, выходившим далеко за пределы медицины в область повседневных наблюдений. По внешнему виду, манере поведения и особенностям речи профессор Джозеф Белл ставил пациенту не только врачебный диагноз, но и социальный: кто он по профессии, его семейное положение, привычки, из какой он местности и т.п. Эта удивительная смычка между наукой и простой жизнью необычайно поразила студента-медика Дойла – оказалось, что повседневную жизнь, которая вроде как состоит из одних банальностей и случайностей, можно препарировать с помощью логики так же, как с помощью скальпеля тело человека. (...)

подробнее в моём живом журнале:

http://alek-morse.livejournal.com/67883.html 



 


  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments